18 июня 1979 года США и Советский Союз подписали второй договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2), ограничивающий стратегические (ядерные) вооружения. Это была уже вторая попытка великих мировых стран ограничить свои ядерные арсеналы. Но понимание того, что имеющиеся запасы могут уничтожить несколько таких планет как Земля, пришло далеко не сразу.18 июня 1979 года США и Советский Союз подписали второй договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2), ограничивающий стратегические (ядерные) вооружения. Это была уже вторая попытка великих мировых держав ограничить свои ядерные арсеналы. Понимание того, что имеющиеся запасы могут уничтожить несколько таких планет как Земля пришло далеко не сразу.
В 1969 году начались переговоры между Америкой и СССР относительно ограничения своих ядерных арсеналов. К тому моменту у США было более 1 тыс. межконтинентальных баллистических ракет, еще 650 размещались на подводных лодках. И хотя арсенал СССР зачастую уступал американскому, его было вполне достаточно, чтобы полностью уничтожить Соединенные Штаты. Переговоры по ОСВ-1 начались 17 ноября 1969 года и проходили в Вене и Хельсинки. После долгих споров договор все-таки был подписан в 1972 году.
Одной из главных причин проведения переговоров стала невозможность создания эффективной системы ПРО (противоракетной обороны). С этой проблемой соприкоснулись как русские, так и американцы. Экономика обеих держав, столкнувшись с гигантскими оборонными расходами, начала трещать по швам и теперь стороны взялись спасать ситуацию.
Строго говоря, ни о каком сокращении речи не велось – главной задачей было оставить ядерный арсенал на его тогдашнем уровне и не наращивать количество боеголовок. Второй тезис затрагивал систему ПРО. Согласно договору, США и Советский Союз могли обладать такими системами лишь на нескольких участках. Для США таким участком стала военная база Гранд-Форкс, а для Страны Советов – Москва. Один комплекс противоракетной обороны не мог включать более 100 противоракет.
Главным итогом ОСВ-1 стал запрет с 1 июля 1972 года на постройку новых пусковых установок для баллистических ракет. Теперь было нельзя увеличивать и количество подводных лодок.
Переговоры по ОСВ-2 рассматривают в качестве логического продолжения ОСВ-1. Действительно, обеим сторонам нужен был всеобъемлющий договор. Его рассмотрение началось в 1972 году – с советской стороны переговоры вел Леонид Брежнев.
В начале 70-х годов у СССР появились ракеты с разделяющимися головными частями с блоками индивидуального наведения. Это вызывало сильную тревогу у американцев, тем более, что на тот момент общий засасываемый вес советского оружия превосходил американский. Еще в 1970 году СССР начал производство ракеты Р-36М – легендарной «Сатаны» по классификации НАТО. Масса одной ракеты составляла 211 тонн

После переговоров по ОСВ-1 было достигнуто Владивостокское соглашение, ограничивающее число носителей ядерного оружия количеством в 2400 единиц. Правда, сразу же после переговоров возникли первые недопонимания. Они касались, в частности, дальних бомбардировщиков Ту-22М. Американцы считали, что эти машины, будучи носителями крылатых ракет с ядерными боеголовками, попадали под соглашение. СССР же придерживался другой позиции.
Некоторые аспекты Владивостокского договора потом включили в ОСВ-2. В рамках последнего США хотели ограничить количество боеголовок на советских баллистических ракетах. В свою очередь, Советский Союз желал ограничить возможности крылатых ракет противника.
ОСВ-2 был подписан в 1979 году. Обе стороны обязались ограничить до 1981 года число носителей ядерного оружия до 2150 единиц. Вводились ограничения и на носители ракет с разделяющимися частями – их сторона могла иметь не более 1320 штук. Не забыли о бомбардировщиках – теперь один самолет не мог нести больше чем 28 крылатых ракет.
Кроме общего количества носителей, вводились ограничения на модернизацию ядерных вооружений. В силу ряда причин (в том числе – ввода советских войск на территорию Афганистана) договор не был ратифицирован. Однако, ОСВ-2 имел силу и его продолжали соблюдать.
Делать окончательные выводные относительно ядерной гонки США и СССР/России, как минимум, рано. Очевидно, договор ОСВ (обе его части) стал серьезным шагом на пути к ограничению ядерных средств. С другой стороны, он не снимал с повестки дня создание новых, еще более мощных наступательных вооружений.
Несомненным плюсом ОСВ стало то, что он продемонстрировал обеим сторонам возможность мирных переговоров. Впоследствии будет подписано еще три договора об СНВ (Сокращении наступательных вооружений), а также введен запрет на испытания ядерного оружия.