«Ты сажай картошку, Россия,
Хоть сей клубень и невелик,
На бескрайних просторах пустеющих
От тоски и безденежья крик.»

— Михаил Альтиментов

Боевой пляс

1424961789_249239871
Оцените статью

По старинным документам известно, что восточные славяне отличались удивительной стойкостью в бою даже с превосходящим по численности противником. Причем стойкость духа подкреплялась уникальным навыком, который получил у специалистов название русский боевой пляс. Строго говоря, так называется одна из форм самовыражения через ритмо-акцентные движения, что роднит его с обычным танцем. Но здесь есть и кардинальное отличие – боевой пляс обязательно содержит множество элементов боевой подготовки, которые впоследствии очень пригодятся в бою, причем изначально он был направлен именно на готовность к жестким столкновениям с разнообразным холодным оружием.

Боевой пляс

По старинным документам известно, что восточные славяне отличались удивительной стойкостью в бою даже с превосходящим по численности противником. Причем стойкость духа подкреплялась уникальным навыком, который получил у специалистов название русский боевой пляс. Строго говоря, так называется одна из форм самовыражения через ритмо-акцентные движения, что роднит его с обычным танцем. Но здесь есть и кардинальное отличие – боевой пляс обязательно содержит множество элементов боевой подготовки, которые впоследствии очень пригодятся в бою, причем изначально он был направлен именно на готовность к жестким столкновениям с разнообразным холодным оружием.

Боевой пляс восточных славян

Боевой пляс восточных славян

Ни для кого не секрет, что хорошие бойцы рукопашники почти всегда отлично танцуют. Это связанно со схожестью движений в танце и рукопашном бою. Наши предки это поняли тысячи лет назад, создав целую систему боевого пляса, который помог выжить и одержать победу миллионам русский воинов, которые на притяжении многих веков обороняли свою Родину от захватчиков. Русский боевой пляс просуществовал до начала ХХ века, но с приходом советской власти он был практически запрещен, видимо власть боялась иметь под своим началом миллионы мужчин, умеющих не только работать и пить водку, но и дать отпор любой власти, если она их не устраивает. А боевое самбо, применяемое спецслужбами, все же относится к категории среднеазиатских боевых искусств, поэтому чуждо нашим традициям, значит, ему нужно специально обучать с нуля.

Только в 90-х годах появились энтузиасты, которые сначала с интересом, а затем и в практических целях стали изучать это древнее боевое искусство. Оказалось, что генетический код русских слишком силен, чтобы его можно разрушить даже таким сильным давлением, который оказывала Советская власть. Уже сегодня много известно о боевом плясе восточных славян, об основных танцевальных и боевых движениях, обычаях и традициях.

Виды боевого пляса

Виды боевого пляса

Существует две разновидности боевого пляса – вприсядку и «ломание», по другому «буза».

Пляска вприсядку представляет собой разновидность популярного народного танца. На первый взгляд в нем нет ничего боевого, но это далеко не так. Во-первых – это отличный способ поддерживать себя в хорошей физической форме. Кроме того, пляска вприсядку была обязательным элементом подготовки конного воина. Используя танцевальную технику, упавший с коня воин значительно повышал свои шансы на выживание, поскольку классических тяжелых доспехов русские кавалеристы не носили. Такие движения были полезны и пехотинцу, если его в толкучке сбивали с ног, он мог снова вскочить на ноги и продолжить бой. Недаром, несмотря на все запреты, многочисленные ансамбли песни и пляски Советской Армии чаще всего танцевали народные пляски именно вприсядку.

«Ломание» — это исконно русский вид боевого искусства, которое подготавливало мужчину к рукопашному бою. Данная система очень специфична и не имеет аналогов. Здесь не изучаются приемы, скорее это танцевальные зародыши движений, которые в бою перерастали в блоки, уходы, захваты или удары. Всем известно выражение «ломать коленца», которое благодаря пропаганде приобрело негативный окрас, как и слово «буза». Но именно «ломание коленец» и представляло биомеханическую систему, являющуюся основой этой разновидности боевого пляса. Этих элементов насчитывалось не более 15, что делало их доступными практически любому здоровому мужчине.

Но настоящее «ломание» или «буза», кстати, это слово с древнеславянских наречий переводится как «удар», а не некое противоправное действие, за что снова спасибо пропаганде, отличается особым психологическим состоянием. Двигаясь под музыку и сознательно разрывая ритм, боец достигает состояния, которое называется «плын». Оно не имеет ничего общего с трансом, который был целью у, например, берсерков, в котором они не воспринимали ничего вокруг и даже не чувствовали боли идя сквозь строй врагов. «Плын» позволяет спонтанно тренировать боевые движения, при этом боец как бы смотрит на себя со стороны. При этом достигается цельность движений, что необходимо для удачного проведения рукопашного боя, в котором нужно непрерывно контролировать противника.

В старину «буза» проходила согласно установившимся традициям и обычаям, как правило, на открытой площадке ночью. Здесь нет никакой мистики, просто днем русский мужик всегда работал, не разгибая спины. Компания составляла приблизительно 50 человек. Главными инструментами для сопровождения боевого пляса были гусли, балалайка и бубен. Все начиналось с пляски в широком кругу, где танцоры периодически сменяли друг друга. Затем начиналась игра, а которой «ломающиеся» старались столкнуть один другого с места и сделать так, чтобы соперник упал. По сигналу одного из старших начинался своего рода спарринг. Бойцы выходили в круг показать свою удаль. Такой выход «побузить» мог продолжаться до четырех часов, после чего все в полном согласии расходились по домам. При этом нужно понимать, что такая «тренировка» не являлась кулачным боем. Скорее это была подготовка к нему, поскольку кулачные бои чаще проводились зимой, между Рождеством и Великим Постом.

На сегодняшний день, благодаря энтузиастам «буза» наконец перестает быть определением пьяной драки, а возвращает свое исконное значение. Очевидно, что, перенимая чужие боевые искусства, можно многому научиться. Но то, что было создано тысячами поколений русских, идеально подходит для нас генетически. Именно такой способ ведения рукопашного боя позволил многим нашим дедам, которые в деревнях помнили о его традициях, вернуться живыми с войны. Теперь же появляется прекрасная возможность воспитывать здоровое подрастающее поколение в традициях русской духовности, да и самому стоит поинтересоваться, как же мог русский мужик сохранять медвежью силу, да лисью ловкость до глубокой старости?


Комментарий к Боевой пляс

Меню