«Если у тебя получилось обмануть человека, это не значит, что он дурак, это значит, что тебе доверяли больше, чем ты этого заслуживаешь.»

— М.

Икона гонзо: Хантер Томпсон

1391156985_hunter_s._thompson_19881
MagMens
Оцените статью

Хантер Томпсон – пожалуй, самый известный американский журналист 20 века. Популярность описываемой персоны простиралась далеко за пределы круга коллег по СМИ и читателей. Про Томсона сняли несколько фильмов (как художественных, так и документальных) и написали кучу статей, а главное, чем он запомнился и благодаря чему вошел в историю – это гонзо, уникальный журналистский метод освоения действительности, придуманный и лихо воплощенный Томпсоном.

Икона гонзо: Хантер Томпсон

Хантер Томпсон – пожалуй, самый известный американский журналист 20 века. Популярность описываемой персоны простиралась далеко за пределы круга коллег по СМИ и читателей. Про Томсона сняли несколько фильмов (как художественных, так и документальных) и написали кучу статей, а главное, чем он запомнился и благодаря чему вошел в историю – это гонзо, уникальный журналистский метод освоения действительности, придуманный и лихо воплощенный Томпсоном.

Икона гонзо: Хантер Томпсон

Вскользь по биографии

Х. Томпсон родился в 1937 году в Луисвилле (штат Кентукки, США). Не раз заявлял о том, что после 50-ти жизнь смысла не имеет, тем не менее, доздравствовал до 67-ми лет и ушел из жизни по-королевски – в стиле Курта Кобейна.

Икона гонзо: Хантер Томпсон

Герой статьи представлял собой идеальный тип журналиста-фрилансера: в штате он практически никогда не работал, предпочитая писать за гонорары на интересующие его и интересующиеся им издания. Так он попал в The Nation, Rolling Stone, Playboy. Особенно плодотворно Томпсон работал с последними двумя журналами, а публичная известность пришла к нему после публикации в The Nation статьи о байкерах из группировки «Ангелы Ада» (1965 г.). Эта статья стала для Томпсона отправной точкой к написанию книги «Ангелы Ада».

Икона гонзо: Хантер Томпсон

Впрочем, из финансовых трудностей хроника жизни байкеров Томпсона не вытащила. Не только слава, но и деньги пришли к нему лишь в начале 1970-х, когда он получил от «Роллинга стоуна» заказ на небольшую заметку о мотоциклетной гонке. То, что было после, ты мог увидеть в фильме «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (1998) с Джонни Деппом в роли Томпсона: журналист, в очередной раз рискуя карьерой, затарился всевозможными «запрещенными» веществами, и отправился заниматься не отчетом о гонке, а исповедью-летописью дикой жизни поколения 60-70-х с неизменными наркотиками и рок-н-роллом.

Икона гонзо: Хантер Томпсон

Как ни странно, «Роллинг стоун» пошел навстречу журналисту и опубликовал его многостраничный эпос в нескольких номерах. Именно эта публикация, изданная потом в виде книги «Страх и отвращение в Лас-Вегасе. Дикое путешествие в сердце Американской мечты», моментально сделала Томпсона одной из самых известных персон в США.

Галопом по гонзо

Итак, чем же примечателен стиль гонзо в журналистике? Основываясь на анализе переведенных на русских язык книг и статей Томпсона, отвечаем:

во-первых, все они написаны в жанре репортажа, информационный повод для которого автор нередко придумывал самостоятельно;
во-вторых, во всех статьях Томпсон выступает не как сторонний наблюдатель, а как непосредственный участник описываемого (см., например, публикацию «Дерби в Кентукки» 1970-го года, где он описывает не столько лошадиные скачки, сколько личные впечатления от зрителей и свои бесконечные пьянки во время соревнований);
в-третьих, все факты подаются субъективно, исключительно с «колокольни» автора;
в-четвертых, гонзо-тексты просто переполнены экспрессией, идущей из субъективности, а также разнообразными средствами художественной выразительности (от банальных олицетворений до авторских метафор и окказионализмов);
в-пятых, для гонзо характерен социальный подтекст. Возьмем в пример «Страх и отвращение…»: автор, казалось бы, должен следить за мотоциклетной гонкой, но уклоняется в сторону поисков Американской Мечты, в ходе чего клеймит позором милитаристскую политику США 60-70-х, а также другие негативные проявления американской действительности того времени.

Икона гонзо: Хантер Томпсон

В России, как и в остальном мире, журналисты десятилетиями пытались скопировать стиль Томпсона, однако удачные попытки были единичны и, как правило, для конкретного автора ограничивались рамками одной статьи. К слову, у нас первые гонзо-материалы появились в журналах «Птюч» и «Ом» в 90-е гг. Там же впервые был опубликован «Томпсон на русском» – речь об отрывках «Страха и отвращения…», предоставленных Игорю Шулинскому и компании переводчиком Алексом Керви.

Икона гонзо: Хантер Томпсон

Сейчас гонзо в России гнездится преимущественно в интернете, и причин тому как минимум три:

a) неподцензурность Сети;
b) логично вытекающая из предыдущего пункта возможность освещения под любым углом любых мероприятий – хоть культурных, хоть контркультурных;
c) ну и не забываем, что для того, чтобы завести уютный бложик в интернете, высшее журналистское образование получать не нужно. Вот у Томпсона его не было – зато какой журналист в итоге вышел!

От печатной машинки до кинокамеры

Х. Томпсон принадлежал еще к тому поколению журналистов, которое набирало статьи не на клавиатуре компьютера, а барабанило пальцами по клавишам печатной машинки. Собственно, с последним предметом гонзо-патриарх не расставался до конца жизни. До поры до времени про него строчили биографические статейки собратья по перу, а затем персоной бунтаря заинтересовались кинематографисты.

Икона гонзо: Хантер Томпсон

Первым фильмом про Томпсона стала картина «Там, где бродит бизон» 1980-го года. Журналиста в ней сыграл Билл Мюррей.

Икона гонзо: Хантер Томпсон

Для отечественных зрителей фильм должен быть интересен тем, что многие сцены в нем позаимствованы из культовой книги Томпсона «Страх и отвращение в ходе избирательной кампании \’72», которая на русский язык до сих пор не переведена.

Икона гонзо: Хантер Томпсон

В 1998-м на экраны вышла лента «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» Терри Гиллиама. Здесь Томпсона сыграл Джонни Депп, впоследствии сдружившийся с журналистом. В 2011-м Депп еще раз предстал в образе гонзо-журналиста – речь о картине «Ромовый дневник», базирующейся на одноименном романе Томпсона – кстати, его первой большой пробе пера в сфере художественной прозы.

Икона гонзо: Хантер Томпсон

Из документалок о гонзо-короле хотелось бы порекомендовать к просмотру «Жизнь и творчество доктора Хантера С. Томпсона» (2008) Алекса Гибни. В фильме присутствует куча архивной кинохроники, интервью с родственниками и друзьями Томпсона, а также беседы с ним самим, не доходившие ранее даже до российского интернета.

Икона гонзо: Хантер Томпсон

В истории Хантер Томпсон запомнился как один из самых оригинальных писателей и журналистов второй половины 20 века. Нешаблонно жил, нешаблонно ушел из жизни, оставил после себя нешаблонное наследие – разве такой человек может вызывать что-то кроме уважения или как минимум повышенного внимания к своей персоне?


  • Sargis

    все успешные люди,мне говорят не бежи за славой,сиди и работай усердно,она сама будет бежать за тобой.

Меню