«О счастье можно говорить минут пять, не больше. Тут ничего не скажешь, кроме того, что ты счастлив. А о несчастье люди рассказывают ночи напролет.»

— Эрих Мария Ремарк

Стэнли Кубрик и тройка его самых скандальных фильмов

1417475027_stanley-kubrick-11
MagMens
Оцените статью

Некогда никому не известный фотограф школьной газеты, а затем репортёр журнала Look – Стенли Кубрик, только после 12 тысяч профессиональных фотографий взял в руки кинокамеру. В результате, мир увидел десятки мега эксцентричных, не редко скандальных, фильмов с элементами то ли безумия, то ли гениальности.

Стэнли Кубрик и тройка его самых скандальных фильмов

Стэнли Кубрик – раб совершенства, маг кинокамеры, диктатор съёмочной площадки, магнит для самых звёздных актёров Голливуда, ценитель идеальной съёмки и безоговорочного качества кино. Всё это про него. Чьи фильмы как будто созданы совершенно разными людьми: жанр, стиль, хронологические рамки, актёрская игра – всё несопоставимо, но всё сходится к новаторству и техническому блеску. Сотни, а может и тысячи километров киноплёнки летели в урну, чтобы режиссёр Кубрик остался доволен своей работой. Попробуем и мы оценить то, что переоценить невозможно – несколько самых скандальных фильмов Стэнли Кубрика.

Стэнли Кубрик и тройка его самых скандальных фильмов

С широко закрытыми глазами, 1999

Стэнли Кубрик и тройка его самых скандальных фильмов

Без аллегорий, – самая сложная, самая сильная и самая смелая работа Стэнли Кубрика. Снятый по мотивам повести Артура Шницлера «Новелла о снах» (Traumnovelle, 1925), фильм с цепляющим названием, стал также последней картиной мэтра режиссуры. Пронзительный актёрский дуэт Тома Круза и Николь Кидман в зародыше гарантировали эротическому триллеру с элементами психо-драмы успех, но чтобы такой…

Стэнли Кубрик и тройка его самых скандальных фильмов

Снимавшийся в обстановке полнейшей секретности, фильм повествует сюрреалистическую историю одной пары, отношения которой попали в жуткий кризис. Сюжет показывает, какие ловушки и приключения могут оказаться на пути человека, переставшего в один миг контролировать свои желания, а также насколько мизерно человек может влиять на свою жизнь и жизнь близких ему людей. Словом, тема запретного плода преподнесена по Кубриковски талантливо: десятки критиков по сей день спорят о подлинном идейном ядре картины.

Стэнли Кубрик и тройка его самых скандальных фильмов

С самого начала киноленты Кубрик не жалеет зрителей, представляя их взору обнажённую Николь Кидман. Дальше – только интересней: музыка великих Шостаковича и Листа, игра света, игра эмоций.

Стэнли Кубрик и тройка его самых скандальных фильмов

По официальной версии скандальный статус кино получило за свои откровенные эротические сцены. Но, посмотрев картину, становится понятным, что вся пикантность так называемых постельных сцен находится в пределах разумного. По крайней мере, на фоне голливудских 90-х. Так что же сделало картину столь «скандальной»?

Стэнли Кубрик и тройка его самых скандальных фильмов

Не главная ли авантюра, в которую попадает герой Тома Круза, пытаясь уйти от личных проблем? Волею судьбы герой оказывается на тайном мистическом действе очень интимного характера, об участниках которого в фильме сказано так: «Это не простые смертные. Если я скажу тебе, как их зовут, а я этого не сделаю, – ты перестанешь спать по ночам». Этой фразой гениальный режиссёр даёт опрометчивый намёк на конкретику, но одновременно оставляет зрителю пространство для размышлений. Кто же эти люди? Или не люди?

Стэнли Кубрик и тройка его самых скандальных фильмов

Интересно, что за пару месяцев до выхода картины, Стэнли Кубрика не стало. Среди близкого окружения режиссёра говорили, что съёмки фильма «С широко закрытыми глазами» Кубрику давались особо тяжело. А в голливудских кулуарах и по сей день ходят слухи, что в своей работе режиссёр осмелился показать один из реальных масонских ритуалов, за что в последствие и был покаран.

Стэнли Кубрик и тройка его самых скандальных фильмов

Заводной апельсин, 1971

Стэнли Кубрик и тройка его самых скандальных фильмов

Не менее скандальный и шедевральный фильм-антиутопия от культового режиссера, снятый по мотивам экстраординарного одноименного романа Энтони Бёрджесса. Затронутые в произведение вопросы подросткового насилия, неоднократно давали повод обвинять в пропаганде жестокости как книгу, так и киноверсию. Но, так или иначе, произведение живо и сегодня, а после Кубриковской экранизации обрело новую философию, которую можно постигнуть только при просмотре.

Стэнли Кубрик и тройка его самых скандальных фильмов

История о подростке – лидере малолетней банды, любящем откровенно издеваться над людьми, насиловать девушек и… слушать классическую музыку. Попадая в тюрьму за совершённое убийство, главный герой соглашается на участие в неком эксперименте, рассчитанном на его лечение от влечения к насилию, в результате которого подросток получает возможность досрочно выйти на свободу.

Стэнли Кубрик и тройка его самых скандальных фильмов

То, что ожидает подростка после выхода из тюрьмы – крайне сложно описать в двух словах. Тотальное подавление личности, превращение крайне жестокого подростка в «послушного ребёнка» через аппарат власти – «заводной апельсин»… Захотели – завели, захотели – вытащили ключик. Насколько эффективным окажется эксперимент? И что по итогу лучше: суровые будни тюрьмы в качестве справедливого наказания или «заводная» свобода?? Допустимо ли менять психику человека ради изменения психики человека?

Стэнли Кубрик и тройка его самых скандальных фильмов

Столь масштабный, многоплановый срез общества в судьбе малолетнего садиста-убийцы: в своём фильме Кубрик не раз пересчитал косточки управляемому механизму насилия как таковому. Даже откровенно цензурные сцены-ню в кинокартине играются не в формате «клубнички», а являются сугубо идейными кадрами. А умение режиссёра очень ассоциативно и контрапунктно сочетать классическую музыку с современной, даёт произведению Бёрджесса совершенно новые эмоциональные оттенки.

Стэнли Кубрик и тройка его самых скандальных фильмов

Не раз в прессе говорили о том, что настоящие малолетние преступники копировали повадки героя «Заводного апельсина», а во время своих жестоких преступлений даже напевали песню из фильма – «Singin In The Rain». Но сегодня, на фоне постоянных сцен «экранного насилия», картина Кубрика не получает такого сногсшибательного впечатления, которое зритель имел возможность получить при выходе фильма в начале 70-х. Но! В противоречивости, непредсказуемости, атмосферности и творческой смелости «Заводной апельсин» превзойти не получилось, пожалуй, ни у одного режиссёра.

Стэнли Кубрик и тройка его самых скандальных фильмов

2001 год: космическая одиссея, 1968

Стэнли Кубрик и тройка его самых скандальных фильмов

Третьим в рейтинге скандальности фильмом Кубрика справедливо можно было бы считать экранизацию Набоковской «Лолиты». Но «Лолита» одиозна и без экранизации, к тому же, и до, и после Кубрика многие режиссёры выносили на экраны этот откровенный роман. Другое дело – «Космическая одиссея: 2001 год», которая после своей премьеры в 71-м запомнилась зрителю крайне нестандартной, закидонистой кинокартиной. Многие даже сравнивали (впрочем, и сегодня сравнивают) впечатление после просмотра Кубриковской одиссеи с состоянием наркотического опьянения. Ну а после 2001 года кинолента и вовсе стала легендой.

Стэнли Кубрик и тройка его самых скандальных фильмов

В основу своей одиссеи Кубрик опять-таки положил литературное произведение – рассказ Арттруа Ч. Кларка «Часовой», вышедший в 1951 году. Сценарий к фильму Кларк и Кубрик, кстати, подготовили совместно. А во время съёмок Стэнли Кубрик получал советы от специалистов НАСА, и впоследствии космическое агентство даже назвало один из своих спутников в честь режиссёра.

Стэнли Кубрик и тройка его самых скандальных фильмов

Экипаж космического корабля С.С. Дискавери, состоящий из двух капитанов и бортового компьютера, изучает конкретный район нашей галактики, чтобы понять, зачем инопланетяне следят за Землёй. Пожалуй, это всё, что можно сказать о сюжете фильма. О сюжете, но не об идеи, не об образе. Сюжет как бы остаётся на втором, или даже на третьем плане. Нечто иное приготовил Кубрик в качестве «рационального зерна» своего фильма.

Стэнли Кубрик и тройка его самых скандальных фильмов

В космосе, как и в одиссеи Кубрика, нет ни одного абстрактного рассуждения типа «а есть ли Бог?», « а что такое любовь?» и т.п. Но, в фильме всё «причём», и даже эпизоды без речи говорят гораздо больше, чем многие диалоги. Космическая опера о Чёрном монолите, космические путешествия под «Дунайский вальс». «2001:Космическая одиссея», без сомнений, опередила своё время.

Стэнли Кубрик и тройка его самых скандальных фильмов

Серьёзные поклонники качественного кино уже давно сделали вывод, что «Космическая одиссея: 2001 год» – не просто хорошее произведение, но и целая пророческая веха как мирового кинематографа, так и научно-фантастического жанра в принципе. Философия, мистика, метафизика, сверхразум, путешествия во времени и пространстве – всё в виде «большого кинематографического спектакля», заключённого в неком чёрном монолите. А что есть «монолит»? Бог? Вряд ли, Кубрик – атеист. Ни одна мысль одиссеи не имеет чётких граней, ни на один глобальный вопрос не дан конкретный ответ – так что фильм и по сей день может означать вовсе не то, что увидел друг/сосед/коллега.

Стэнли Кубрик и тройка его самых скандальных фильмов

Меню